В каждом военном конфликте самое большое число пострадавших – это раненые. В первые годы Великой Отечественной войны много бойцов погибало не столько на поле боя, сколько от гнойных ран, инфекций и заражения крови. И даже если ранение оказывалось легким, сразу начиналось воспаление, особенно в жару, мгновенное размножение бактерий в открытой ране. Осложнение нечем было остановить, человек обрекался на смерть, а в лучшем случае, на ампутацию зараженной конечности.
Первый антибиотик – пенициллин был открыт советскими микробиологами только в 1943 году, после чего началось его массовое производство, применение, и смертность среди раненых снизилась на 80%. А до этого на помощь приходили лесные дары, а именно, мох сфагнум в качестве перевязочного и дезинфицирующего материала.
Еще партизанами и теми, кто попадал в окружение и прятался в лесу, отмечались лечебные свойства этого мха. Сначала сфагнум использовали в качестве перевязочного средства при отсутствии бинтов и ваты. Затем открыли его бактерицидное действие и самое главное спасительное свойство – гигроскопичность и способность всасывать гной.
Мох подавлял развитие бактерий, обеззараживал, способствовал быстрому заживлению раны. В стеблях растения содержатся водоносные полые клетки, где накапливается вода. Это помогает поддерживать рану в чистоте и предотвращает её высыхание. Стебель сфагнума не только хорошо пропускает воду, но и кровь, и гной. Воздухопроницаемость обеспечивает вентиляцию раны, что способствует её успешному заживлению.
Таким образом, лесной мох применяли как природный антисептик и перевязочный материал для защиты ран от инфекций в условиях отсутствия медикаментов. Во время Великой Отечественной войны сфагнум спас жизнь многим раненым, которые вернулись в строй на борьбу с врагом, приближая Победу.
Информация взята из открытых источников в сети Интернет