Начало войны сразу ударило по металлургической промышленности СССР. Часть рудников и ключевые литейные производства подвергались бомбардировкам, многие из них попали в руки захватчиков, рабочих мобилизовали, мощности производства резко падали, предприятия останавливались или вовсе были разрушены...
А в это время потребности фронта в металле были колоссальными, и надо было спешно искать замену дорогостоящим и сложным в производстве сплавам – стали и бронзе. Выбор остановился на чугуне. Его высокие литейные свойства, износостойкость и прочность оказались незаменимы при создании боевой техники, орудий, станков, предметов быта.
Однако, для производства этого сплава требовались высокие температуры, которые достигались сжиганием в доменной печи топлива с высокой отдачей тепла. Идеально подходил для этого древесный уголь, который фактически представлял собой чистый углерод.
Уцелевшие с началом войны заводы в срочном порядке эвакуировались на Урал и в Сибирь, где лес стал настоящим спасением металлургической промышленности нашей страны. Тысячи людей в глубоком тылу трудились во имя Победы. Для наращивания выплавки чугуна в мартеновских печах круглосуточно сжигался древесный уголь. А для его получения все силы прилагали лесозаготовители, углежоги, транспортники.
Это был поистине героический труд! Лес сплавляли по рекам, везли на лошадях или газогенераторных автомобилях. Затем бревна высушивали, в специальных печах подвергали пиролизу, а после этого - прокалке.
Высокая теплотворность древесного угля при относительно невысокой температуре его горения могла обеспечить необходимые условия. Для выплавки одной тонны чугуна требовалось не менее 700 кг древесного угля, который получался примерно из 2,5 тонн древесины.
В ходе войны объёмы производства чугуна превзошли довоенные годы. Его использовали для патронов, снарядов, боевой техники, он применялся в артиллерии и танкостроении, став настоящим «металлом Великой Победы».
Материалы взяты из открытых источников в сети Интернет