регионы России
Направления деятельностиСведения об организацииО нас80 лет службе защиты леса!УслугиФилиалыКонтакты
Карта филиалов
Российского центра защиты леса
Посмотреть филиалы списком
закрыть

Общая информация

Телефон единой диспетчерской службы
Федерального агентства лесного хозяйства

8-800-100-94-00

Новости

04.10.2016

Специалисты-генетики ФБУ «Рослесозащита» продолжают работу по определению причин усыхания кедра в Иркутской области

Специалисты отдела лесной генетики ФБУ «Рослесозащита»  провели молекулярно-генетические исследования  образцов древесины кедра, отобранных в насаждениях Иркутской области, предположительно пораженных бактерией  Erwinia amylovora – возбудителем бактериоза.

Необходимость работ вызвана обнаружением в кедрачах Слюдянского, Усольского и Шелеховского лесничеств Иркутской области очагов заболевания – бактериоза хвойных или бактериальной водянки хвойных.

Работы по государственному лесопатологическому мониторингу показали, что в настоящий момент площадь кедровых лесов, поврежденных этим заболеванием, составляет более 51 тыс. га, усохло из них более 5,7 тыс. га.

Предварительно полученные результаты показали наличие инфекции в 22 образцах из 66. В ходе проведенных исследований обнаружен целый спектр сопутствующей микрофлоры, которая, вероятно, послужила источником повреждения обследуемых кедровых насаждений. В пораженных образцах древесины обнаружены следующие виды бактерий: Sphingomonas leidyi, Sphingomonas insulae, Sphingomonas naasensis, Stappia conradae, Roseibium aquae, Lutibaculum baratangense. Бактерия Erwinia amylovora достоверно выявлена не была.

Бактериальная водянка - Erwinia amylovora - относится к группе анаэробных микроорганизмов и является трудно определяемым возбудителем. Чтобы достоверно выявить наличие в пораженных образцах бактериальной водянки, необходимо провести ряд последовательных экспериментов, занимающих достаточно продолжительное время.

Для окончательного подтверждения типов возбудителей усыхания кедра решено уточнить результаты предварительных работ, используя стандартные микробиологические методы – путем выделения бактериальной инфекции в чистую культуру. С этой целью произведено высевание микрофлоры из пораженных образцов древесины на специальные питательные среды. Выращивание бактерий на питательных средах длилось в течение двух недель, при оптимальной для этого рода температуре, равной 30°С, после чего чистые культуры микроорганизмов были отобраны в стерильных условиях в отдельные пробирки. Из полученных таким образом чистых культур возбудителей повторно выделены нуклеиновые кислоты и будет проведен ДНК-анализ с целью достоверной идентификации фрагментов последовательностей присутствующих возбудителей с использованием серии специфических маркеров – праймеров. Результаты ДНК-диагностики предполагается получить по завершению проводимых на данный момент уточняющих экспериментов, на что потребуется дополнительно до 1,5 месяцев.

«Диагностика вирусных и бактериальных болезней лесных пород деревьев сложна и далеко не изучена. Даже если наличие бактериальных заболеваний будет однозначно подтверждено, рецептов по их лечению пока не существует. Их даже нет для лечения людей, не говоря уже о лечении деревьев, - Упор надо делать на профилактику. Запретить неконтролируемую заготовку кедрового ореха, так как это ведет к быстрой потере иммунитета дерева, а дальше его «добивают» вирусы, бактерии, жуки-короеды и т.д. Также необходимо создавать новые насаждения из элитных, проверенных на устойчивость к этой болезни семян, усилить охрану лесов от пожаров. Провести санитарно-оздоровительные мероприятия в поврежденных насаждениях кедра. Только в этом случае мы сможем сохранить для потомков «золотой пояс» кедрачей», – прокомментировал ситуацию заместитель директора ФБУ «Рослесозащита» Василий Тузов.

В августе лесопатологи и генетики Российского центра защиты леса завершили сбор фотоматериалов признаков  поражения, а также  отбор проб хвои, кернов  древесины, коры и экссудата в поврежденных насаждениях сосны сибирской с целью проведения генетической экспертизы для установления причин заболевания в Слюдянском лесничестве.

Симптомами бактериальной водянки хвойных являются: ослабление и усыхание деревьев, поперечные и продольные трещины в коре и активное смолотечение из них, наличие на поперечном срезе древесины ствола «мокрого ядра», а у сильно ослабленных и недавно усохших деревьев – характерного «темного водослоя».

В России бактериальная водянка хвойных и лиственных пород стала заметной в последние десятилетия. В настоящее время бактериальная водянка березы встречается практически повсеместно на территории европейской части России, хотя еще полвека назад отмечалась лишь единично. Впервые в Иркутской области бактериоз хвойных зафиксирован в 2012 году. За последние четыре года площадь погибших кедровников увеличилась в 3,5 раза.

Впервые в Иркутской области это заболевание было отмечено в 2012 году, когда по результатам дистанционного зондирования земли были обнаружены обширные площади кедровников с усыханием.

Сейчас кедрачи утратили свое хозяйственное значение, предположительно бактериальная водянка привела к деградации шишек и снижению их потребительских качеств. Поврежденные шишки отличаются обильным выделением смолы, которое происходит при полном отсутствии повреждений насекомыми и является  диагностическим признаком бактериальной зараженности.

Корпоративный вход