С этого года ФБУ «Рослесозащита» наделено полномочиями в сфере государственного мониторинга воспроизводства лесов. О том, что ждать от реализации данной инициативы, рассказал директор Центра защиты леса Ленинградской области Роман Николаевич Глебов.

–Роман Николаевич, прежде всего, расскажите о вашей работе.
– Центр защиты леса Ленинградской области является одним из 42 филиалов Рослесозащиты – подведомственного Рослесхозу учреждения, ответственного за проведение государственного лесопатологического мониторинга и ряда других направлений.
Наше подразделение следит за состоянием здоровья лесной территории Северо-Запада общей площадью 18,9 млн га. Для сравнения: это всего на 3,4 млн га меньше площади занимаемой всеми лесами нашего ближайшего соседа – Финляндии.
Весь объем работ осуществляют квалифицированные специалисты шести подразделений и трех основных лабораторий, расположенных в Санкт-Петербурге и Петрозаводске. Полевые и лабораторные работы проводятся с использованием современной инструментальной базы и высокотехнологичного оборудования.
Помимо лесопатологического мониторинга, мы проводим радиологический мониторинг, контроль качества лесных семян, почвенно-химический и фитоанализ. Каждое подразделение имеет собственную лабораторию. С этого года в сферу наших полномочий вошел государственный мониторинг воспроизводства лесов.
– Как раз об этом нововведении и хотелось бы поговорить. Готовы?
– В целом да. Безусловно, в ходе первого года реализации государственного мониторинга воспроизводства лесов будут неизбежно появляться рабочие вопросы. Но ключевые параметры уже определены.
Более того, в прошлом году принято решение об апробации всего комплекса работ по оценке лесовосстановленияна территории Ленинградской области специалистами нашего филиала, что и было выполнено.
– Что из себя представляет государственный мониторинг воспроизводства лесов?
– Государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Цель – получить объективную информацию о воспроизводстве лесов в субъектах Российской Федерации для последующего принятия управленческих решений.
Ведь результаты воспроизводства лесов необходимо оценивать не только по выполнению объемных плановых показателей лесовосстановительных мероприятий, а комплексно, с учетом качественных характеристик по всей цепочке работ: от происхождения и качества семян до перевода в лесопокрытую площадь и последующего ухода за молодняками.
– Как вы считаете, почему этого не было сделано раньше?
– К сожалению, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Лесной сектор экономики прошел не самый простой путь к принципиально иной системе ведения лесного хозяйства. Можно откровенно сказать, что ряд моментов был упущен. Сегодня же ведется работа по совершенствованию лесоуправления. И наша общая задача – выработать решения, которые позволят не только пользоваться природным ресурсом, но и приумножать лесной капитал.
– Наверняка только статистикой ваша работа по государственному мониторингу воспроизводства лесов не ограничится?
– Конечно, ведь без полевых работ поставленных задач не выполнить. Мы будем отслеживать состояние семян лесных растений, партий сеянцев и саженцев, используемых при воспроизводстве лесов, лесных культур разных лет создания; эффективность мер содействия естественному возобновлению и результаты всех видов уходов за лесами.
Кроме этого, будем использовать авиационные и космические средства мониторинга.
– Предполагается ли использование каких-либо новых методов оценки состояния подрастающих лесов?
– Как уже упоминалось ранее, ФБУ «Рослесозащита» имеет в своей структуре подразделения с лабораторными комплексами, в том числе передвижными.
К примеру, в лабораториях семенного контроля и фитоанализа наши специалисты проводят экспертизы в области лесного семеноводства, которые вошли в широкий перечень работ по мониторингу воспроизводства лесов. Это определение посевных качеств семян лесных растений, степени зараженности семян фитопатогенными грибами и другие.
Почвенно-химический лабораторный комплекс полностью готов к выполнению работ по оценке состояния почвогрунтов и почв при воспроизводстве лесов.Определение генетического происхождения используемых семян и посадочного материала в рамках мониторинга воспроизводства лесов будет выполняться силами действующих и создаваемых в филиалах ФБУ «Рослесозащита» лабораторий ДНК-анализа. Для лесоводов подрастающие деревья как дети. И здесь действительно можно сказать: все лучшее– «детям»!
Также немаловажно использование технологий дистанционного мониторинга, при котором наши специалисты обрабатывают и анализируют данные материалов космической съемки.
Результаты дистанционного метода широко используются, в том числе и при выполнении натурных работ. Конечно, для этого требуются квалифицированные специалисты с большим лесохозяйственным опытом. Применение современной инструментальной базы позволяет выполнять натурные работы с высокой точностью и оперативностью.
– Давайте вернемся в Ленинградскую область. Есть уже первые результаты после проведения апробации?
– В течение прошлого полевого сезона наши специалисты в экспериментальном режиме отработали применение действующих нормативных требований, оценили объем трудозатрат при проведении работ непосредственно в лесу. Эти данные использовались при составлении расчетно-технологических карт. В настоящее время в целом завершена разработка специальной методики.Результаты опытных работ в Ленинградской области отражены в проекте общероссийской методики с учетом природно-климатической и лесохозяйственной специфики регионов.
– Что в итоге государственный мониторинг воспроизводства лесов даст нашей стране?
– Прежде всего, полученная информация очень важна для принятия управленческих решений как на федеральном, так и на региональном уровнях для повышения эффективности работы по воспроизводству лесов. Во-вторых, это организация системы контроля за оборотом репродуктивного материала лесных растений. Ну и, конечно, планирование текущих мероприятий на местах. Нельзя забывать еще один важный момент: это реализация международных обязательств России в сфере сохранения биологического разнообразия и генетических ресурсов лесов. Ведь наше «зеленое золото» играет важнейшую климатическую и экологическую роль в масштабах планеты.
|