регионы России
Направления деятельностиСведения об организацииО нас455-ФЗУслугиФилиалыПресс-центрКонтакты
Карта филиалов
Российского центра защиты леса
Посмотреть филиалы списком
закрыть

Общая информация

Телефон единой диспетчерской службы
Федерального агентства лесного хозяйства

8-800-100-94-00

 

 

 

Защита леса и государственный лесопатологический мониторинг в лесах, расположенных на землях лесного фонда

Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой комплексную систему наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. 

Целями государственного лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, анализ, оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

Государственный лесопатологический мониторинг  осуществляется на основании норм лесного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения всех участников лесных отношений информацией о защите лесов, причинах их ослабления и гибели.

Законодательная основа проведения государственного лесопатологического мониторинга: 

Статья 60.5 Лесного Кодекса РФ

- Федеральный закон "О внесении изменений в Лесной Кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты от вредных организмов" от  30.12.2015 № 455-ФЗ

- Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ

- Приказ "Об утверждении Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга" от 05.04.2017 № 156

- Приказ "Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов" от 12.09.2016 № 470

- Приказ "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" от 16.09.16 № 480

 

Проведение государственного лесопатологического мониторинга координируется отделом организации государственного лесопатологического мониторинга центрального офиса ФБУ "Рослесозащита". Работы по мониторингу состояния насаждений выполняют отделы защиты леса и государственного лесопатологического мониторинга и информационно-аналитические отделы в филиалах. В труднодоступных районах и районах со сложной лесопатологической обстановкой, работы выполняются экспедиционными партиями центрального офиса и отдельных филиалов.

 

Способами осуществления государственного лесопатологического мониторинга являются:

- регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;

- выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- инвентаризация очагов вредных организмов;

- экспедиционные обследования;

- оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов;

- дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов.

 

Регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов осуществляются на постоянных пунктах, размещенных с учетом выделенных однородных групп лесотаксационных выделов (типологических групп), сходных по основным лесотаксационным показателям.

Основной задачей проведения регулярных наблюдений является сбор данных о динамике изменения состояния лесов для осуществления прогноза и своевременное обнаружение отклонений в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. 

 

Целью выборочных наблюдений за популяциями вредных организмов является получение данных о качественных и количественных характеристиках популяций вредных организмов и прогнозирование угрозы повреждения лесов.

Данные наблюдения за характеристиками популяций проводятся на пунктах детального надзора, расположенных на постоянных маршрутных ходах (ПМХ) путем учета численности (распространенности) вредных организмов в участках леса, пригодных для образования первичных очагов. Выборочные наблюдения зависят от вида вредного организма, условий произрастания его кормовой породы и иных факторов, значимых для определения характеристик наблюдаемых популяций.

 

Основной целью выборочных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является уточнение информации о санитарном состоянии лесов (степени захламления, усыхания, загрязнения) и (или) лесопатологическом состоянии лесов (степени повреждения (поражения) вредными организмами) на лесных участках с неудовлетворительным санитарным или лесопатологическим состоянием. При проведении данных работ осуществляется визуальная и (или) инструментальная оценка состояния леса по маршрутным ходам или на пунктах учета. При обнаружении повреждения (поражения) леса или других признаков массового размножения вредных организмов осуществляется учет численности вредных организмов.

 

Целью инвентаризации очагов вредных организмов является ежегодный учет действующих, затухших и обнаружение (выявление) возникших очагов вредных организмов, прогноз возможного повреждения лесов, а также проектирование мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов.

В целях инвентаризации очагов вредных организмов осуществляются: учет численности вредных организмов в полевых условиях, ретроспективный анализ результатов государственного лесопатологического мониторинга, учет эффективности мероприятий по защите лесов, камеральное списание очагов вредных организмов на основании особенностей биологии вредных организмов.

 

Целью экспедиционных обследований является определение санитарного и лесопатологического состояния лесов на значительных площадях в труднодоступных районах в течение вегетационного периода, а также в районах с наличием массовых очагов вредных организмов. Способы государственного лесопатологического мониторинга, применяемые при проведении экспедиционных обследований, выбираются в зависимости от поставленных задач, планируемой точности работ и доступности лесных участков. 

 

Оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов осуществляется в целях: 

- ведения базы данных здоровых, ослабленных, повреждённых и погибших лесных насаждений;

- ведения реестра лесных участков, занятых повреждёнными и погибшими лесными насаждениями и реестра лесных участков, в которых рекомендуются мероприятия по защите лесов; 

- определения санитарного и лесопатологического состояния насаждений после проведения мероприятий по защите лесов (влияние проведённых мероприятий по защите леса на состояние насаждений); 

- оценки достоверности сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованности мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в части сравнения данных, указанных в актах лесопатологического обследования, с материалами государственного лесопатологического мониторинга;

- определения достоверности прогнозов санитарного и лесопатологического состояния лесов;

- расчёта критериев для оценки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по защите леса;

- определения классов устойчивости насаждений для подготовки Обзоров санитарного и лесопатологического состояния насаждений и прогнозов санитарного и лесопатологического состояния насаждений;

- радиационного обследования земель лесного фонда и древесины в радиоактивно загрязнённых лесах Российской Федерации.

Оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов основана на обобщении результатов государственного лесопатологического мониторинга, содержания актов лесопатологических обследований и отчетов о проведенных мероприятиях по ликвидации очагов вредных организмов и предотвращению распространения вредных организмов. 

 

Целью дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является выявление изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов, а также предварительное определение границ и площади лесных насаждений, на которых выявлены такие изменения.

 

Основными результатами государственного лесопатологического мониторинга являются:

- реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями в разрезе лесничеств и лесопарков; 

- реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов в разрезе лесничеств и лесопарков;

- реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам;

- реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам;

- реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов;

- прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации;

- обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России.

 

Получателями лесопатологической информации являются Федеральное агентство лесного хозяйства и органы управления лесами в субъектах России, лесопользователи и другие участники лесных отношений.

Материалы государственного лесопатологического мониторинга используются для повышения оперативности назначения мероприятий по ликвидации очагов вредителей леса и санитарно-оздоровительных мероприятий.  

Корпоративный вход